История исследования планеты Венеры

 Планета Венера, наряду с Меркурием, Марсом, Юпитером и Сатурном, была известна ещё людям эпохи неолита (нового каменного века). Планету хорошо знали древние греки, египтяне, китайцы, жители Вавилона и Центральной Америки, племена Северной Австралии. Но, в связи с особенностями наблюдения Венеры только утром или вечером, древние астрономы считали, что видят совершенно разные небесные объекты, поэтому и называли утреннюю Венеру одним именем, а вечернюю — другим. Так, греки вечерней Венере дали имя Веспер, а утренней — Фосфор. Два названия планете дали и древние египтяне: Тайоумутири — утренней Венере и Оуэйти — вечерней. Индейцы майя называли Венеру Нох Эк — «Великая звезда» или Ксукс Эк — «Звезда Осы» и умели вычислять её синодический период. 

Первыми людьми, понявшими, что Венера утренняя и вечерняя — одна и та же планета, были греческие пифагорейцы; чуть позже другой древний грек — Гераклид Понтийский, предположил, что Венера и Меркурий вращаются вокруг Солнца, а не Земли. Примерно в тоже время греки дали планете имя богини любви и красоты Афродиты.

А вот привычное для современных людей название «Венера» планета получила от римлян, назвавших её в честь богини-покровительницы всего римского народа, занимавшей в римской мифологии тоже место, что и Афродита в греческой.

Как видно, древние астрономы лишь наблюдали за планетой, попутно вычисляя синодические периоды вращения и составляя карты звёздного неба. Делались и попытки вычислить расстояние от Земли до Солнца, наблюдая за Венерой. Для этого необходимо, при прохождении планеты непосредственно между Солнцем и Землёй, используя метод параллакса, измерить незначительные различия времени начала или окончания прохождения в двух достаточно удалённых точках нашей планеты. Расстояние между точками в дальнейшем используется как длина базы для определения расстояний до Солнца и Венеры методом триангуляции.

Историки не знают, когда впервые астрономы наблюдали прохождение планеты Венеры по диску Солнцу, зато знают имя человека, первым предсказавшим такое прохождение. Им был немецкий астроном Иоганн Кеплер, предсказавший прохождение 1631 года. Однако, в предсказанном году, ввиду некоторой неточности кеплеровского прогноза, в Европе прохождение никто не наблюдал...

Зато другой астроном — Джерома Хоррокс, уточнив расчёты Кеплера, выяснил точные периоды повторения прохождений, и 4 декабря 1639 года из своего дома в Мач Хул в Англии, смог воочию увидеть прохождение Венеры по диску Солнца.

С помощью простого телескопа Хоррокс спроецировал солнечный диск на доску, где можно было безопасно для глаз наблюдателя видеть всё, что происходило на фоне солнечного диска. И вот в 15 часов 15 минут, всего за полчаса до заката Солнца, Хоррокс наконец увидел спрогнозированное прохождение. С помощью проведённых наблюдений английский астроном попытался дать оценку расстоянию от Земли до Солнца, которое оказалось равным 95,6 млн.км.

В 1667 г. Джованни Доменико Кассини предпринял первую попытку определить период вращения Венеры вокруг оси. Полученное им значение было очень далёким от действительного и составляло 23 часа 21 минуту. Связано это было с тем, что Венеру приходилось наблюдать лишь раз в сутки и только в течение нескольких часов. Направляя свой телескоп на планету на протяжении нескольких дней,  и видя всё время одну и ту же картину, Кассини пришёл к выводу, что планета Венера сделала полный оборот вокруг оси.

После наблюдений Хоррокса и Кассини, зная расчёты Кеплера астрономы всего мира с нетерпением ждали следующей возможности наблюдать прохождение Венеры. И такая возможность им представилась в 1761 году. Среди астрономов, ведших наблюдения, был и наш русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, обнаруживший при вступлении планеты на солнечный диск, а также при сходе с него яркое кольцо вокруг тёмного диска Венеры. Ломоносов объяснил наблюдаемое явление, впоследствии названное его именем («явление Ломоносова») наличием у Венеры атмосферы, в которой преломлялись солнечные лучи.

Спустя 8 лет наблюдения продолжили английский астроном Уильям Гершель и немецкий астроном Иоганн Шретер, вторично "открыв" венерианскую атмосферу.

В 60-х годах XIX века астрономы стали делать попытки выяснить состав обнаруженной атмосферы Венеры, и прежде всего определить наличие в ней кислорода и водяного пара с помощью спектрального анализа. Однако ни кислорода, ни водяного пара найдено не было. Спустя какое-то время, уже в двадцатом веке, попытки найти «газы жизни» возобновились: наблюдения и исследования вели А. А. Белопольский в Пулкове (Россия) и Весто Мелвин Слайфер во Флагстаффе (США).

В том же XIX в. итальянский астроном Джованни Скиапарелли вновь попытался установить период вращения Венеры вокруг своей оси. Предположив, что обращение Венеры к Солнцу всегда одной стороной связано с её очень медленным вращением он установил период её вращения вокруг оси как равный 225 суткам, что было на 18 дней меньше реального.

 В 1923 году Эдисон Петтит и Сэт Николсон на обсерватории Маунт-Вилсон на горе Вильсон в Калифорнии (США) приступили к измерениям температуры верхних облаков Венеры, которые впоследствии проводили многие учёные. Спустя 9 лет американские астрономы У. Адамс и Т. Дэнхем на той же обсерватории зафиксировали в спектре Венеры три полосы, принадлежащие углекислому газу (CO2). Интенсивность полос позволила сделать вывод о том, что количество этого газа в атмосфере Венеры во много раз превышает его содержание в атмосфере Земли. Других газов в венерианской атмосфере обнаружено не было.

В 1955 году Уильям Синтон и Джон Стронг (США) измерили температуру облачного слоя Венеры, которая оказалась равной -40°С, а вблизи полюсов планеты ещё ниже.

Кроме американцев исследованием облачного слоя второй от Солнца планеты занимались советские учёные Н. П. Барабашов, В.В. Шаронов и В.И. Езерский, французский астроном Б. Лио. Их исследования, а также теория рассеяния света плотными атмосферами планет, развитая Соболевым, свидетельствовали о том, что размеры частиц облаков Венеры около одного микрометра. Учёным оставалось лишь выяснить природу этих частиц и более подробно изучить всю толщу облачного слоя Венеры, а не только его верхнюю границу. А для этого необходимо было послать к планете межпланетные станции, которые впоследствии и были созданы учёными и инженерами СССР и США.

Первым космическим аппаратом, запущенным к планете Венере была «Венера-1». Состоялось это событие 12 февраля 1961 года. Однако спустя какое-то время связь с аппаратом была потеряна и «Венера-1» вышла на орбиту спутника Солнца.

Неудачной была и следующая попытка: аппарат «Венера-2» пролетел на расстоянии 24 тыс. км от планеты. Лишь «Венера-3», запущенная Советским Союзом в 1965 г.,   смогла подойти сравнительно близко к планете и даже приземлиться на её поверхность, чему способствовал специально сконструированный спускаемый аппарат. Но в связи с выходом из строя системы управления станцией каких-либо данных о Венере получено не было.

Спустя 2 года — 12 июня 1967 года к планете отправилась «Венера-4», также оснащённая спускаемым аппаратом, целью которого было изучение физических свойств и химического состава венерианской атмосферы с помощью 2 термометров сопротивления, барометрического датчика, ионизационного измерителя плотности атмосферы и 11 патронов-газоанализаторов. Свою цель аппарат выполнил, установив наличие огромного количества углекислого газа, слабого магнитного поля, окружающего планету и отсутствие радиационных поясов.

В 1969 г. с интервалом всего 5 суток к Венере отправились сразу 2 межпланетные станции с порядковыми номерами 5 и 6.

Их спускаемые аппараты, оснащённые радиопередатчиками, радиовысотомерами и другой научной аппаратурой, передавали сведения о давлении, температуре, плотности и химическом составе атмосферы во время спуска. Выяснилось, что давление венерианской атмосферы достигает 27 атмосфер; может ли оно превышать указанную величину выяснить не удалось: спускаемые аппараты на большее давление просто не были рассчитаны. Температура венерианской атмосферы при спуске аппаратов колебалась от 25° до 320°C. В составе атмосферы преобладал углекислый газ с небольшим количеством азота, кислорода и примесью водяного пара.

Кроме космических аппаратов Советского Союза изучением планеты Венеры занимались американские аппараты серии «Маринер», первый из которых с порядковым номером 2 (№1 потерпел аварию на старте) пролетел мимо планеты в декабре 1962-ого года, определив температуру её поверхности. Подобным образом, пролетая мимо планеты в 1967 году, Венеру исследовал и другой американский космический аппарат — «Маринер-5». Выполняя свою программу пятый по номеру «Маринер» подтвердил преобладание в атмосфере Венеры углекислого газа, выяснил, что давление в толще этой атмосферы может достигать 100 атмосфер, а температура — 400°C.

Надо отметить, что изучение планеты Венеры в 60-е гг. шло и с Земли. Так, с помощью методов радиолокации, американские и советские астрономы установили, что вращение Венеры - обратное, а период вращения Венеры ~243 суткам.

15 декабря 1970-го года космический аппарат «Венера-7» впервые достиг поверхности планеты и, проработав на ней 23 минуты, передал данные о составе атмосферы, температуре различных её слоев, а также давлении, которое по результатам измерений оказалось равным 90 атмосферам.

Спустя полтора года — в июле 1972 г. на поверхность Венеры приземлился ещё один советский аппарат.

С помощью научной аппаратуры, установленной на спускаемом аппарате, была измерена освещённость на поверхности Венеры, равная 350±150 люкс (как на Земле в пасмурный день), и плотность поверхностных пород, равная 1,4 г/см3. Было установлено, что облака Венеры лежат на высоте от 48 до 70 км, имеет слоистую структуру, и состоят из капелек 80% серной кислоты.

В феврале 1974 года мимо Венеры пролетел «Маринер-10», в течение 8 суток фотографировавший её облачный покров с целью изучения динамики атмосферы. По полученным снимкам удалось определить период вращения венерианского облачного слоя равный 4 суткам. Также выяснилось, что вращение это происходит по часовой стрелке, если смотреть с северного полюса планеты.

Через несколько месяцев — в октябре 74-ого на поверхность Венеры приземлились советские космические аппараты с порядковыми номерами 9 и 10. Приземлившись в 2200 км,  друг от друга они передали на Землю первые панорамы поверхности в местах посадок. В течение часа спускаемые аппараты передавали научную информацию с поверхности на космические аппараты, которые были переведены на орбиты искусственных спутников Венеры и ретранслировали её на Землю.

Следует отметить, что после полётов «Венер-9 и 10» Советский Союз все космические аппараты этой серии запускал парами: сначала к планете отправлялся один аппарат, затем с минимальным временным промежутком — другой.

Так, в сентябре 1978-ого, к Венере отправились «Венера-11» и «Венера-12». 25 декабря того же года их спускаемые аппараты достигли поверхности планеты, сделав при этом ряд снимков и передав часть из них на Землю. Часть, потому что у одного из спускаемых аппаратов не открылись защитные крышки камеры.

При спуске аппаратов, в атмосфере Венеры были зарегистрированы электрические разряды, причём чрезвычайно мощные и частые. Так, один из аппаратов выявил 25 разрядов в секунду, другой — около тысячи, причём один из раскатов грома продолжался 15 минут. Как считают астрономы, электрические разряды были связаны с активной вулканической активностью в местах спуска космических аппаратов.

Примерно в то же самое время изучение Венеры уже вёл космический аппарат американской серии — «Пионер-Венера-1», запущенный 20 мая 1978 года.

Выйдя на 24-часовую эллиптическую орбиту вокруг планеты 4 декабря, аппарат в течение полутора лет выполнял радиолокационное картографирование поверхности, изучал магнитосферу, ионосферу и облачное строение Венеры.

Следом за первым "пионером", к Венере отправился и второй. Произошло это 8 августа 1978 года. 16 ноября от аппарата отделился первый и самый большой из спускаемых аппаратов, спустя 4 дня отделились 3 других спускаемых аппарата. 9 декабря все четыре модуля вошли в атмосферу планеты.

По результатам исследования спускаемых аппаратов «Пионер-Венеры-2» был определён состав атмосферы Венеры, в результате чего выяснилось, что содержание в ней концентрации аргона-36 и аргона-38 в 50-500 раз превышает концентрацию этих газов в атмосфере Земли. Атмосфера состоит преимущественно из углекислого газа, с небольшим количеством азота и других газов. Под самыми облаками планеты были обнаружены следы водяных паров и более высокая, чем предполагалась, концентрация молекулярного кислорода.

Сам же облачный слой, как выяснилось, состоит минимум из 3-х хорошо выраженных слоёв.

Верхний,  из них,  лежащий на высотах 65-70 км, содержит капли концентрированной серной кислоты.  Два других слоя,  по составу примерно одинаковы, с тем лишь различием, что в самом нижнем  преобладают более крупные частицы серы. На высотах ниже 30 км  атмосфера Венеры относительно прозрачна.

При спуске, аппараты проводили измерения температуры, которые подтвердили колоссальный парниковый эффект, царящий на Венере. Так, если на высотах около 100 км температура составляла -93°C, то на верхней границе облаков -40°C, и затем продолжала возрастать, достигая у самой поверхности 470°C...

В октябре-ноябре 1981 года, с интервалом 5 дней, в путь отправились «Венера-13» и «Венера-14». Их спускаемые аппараты в марте 1982-го достигли поверхности планеты, передав на Землю панорамные изображения мест посадки, на которых было видно жёлто-зелёное венерианское небо, и,  исследовав состав венерианского грунта, в котором обнаружились: кремнезём (до 50% от всей массы грунта), алюминиевые квасцы (16%), окислы магния (11%), железа, кальция и других элементов. Кроме того, с помощью звукозаписывающего устройства, установленного на «Венере-13» учёные впервые услышали звуки другой планеты, а именно — раскаты грома.

2 июня 1983 г. к планете Венере отправилась АМС (автоматическая межпланетная станция) «Венера-15», которая 10 октября того же года вышла на полярную орбиту вокруг планеты. 14 октября на орбиту была выведена «Венера-16», запущенная на 5 дней позже. Обе станции были предназначены для исследования венерианского рельефа, используя установленные на их борту радиолокаторы. Проработав совместно более восьми месяцев, станции получили изображение поверхности планеты в пределах обширной области: от северного полюса до ~30° северной широты. В результате обработки этих данных была составлена подробная карта северного полушария Венеры на 27 листах и выпущен первый атлас рельефа планеты, который, однако, охватывал лишь 25% её поверхности. Также, по материалам съёмок аппаратов, советские и американские картографы в рамках первого международного проекта по внеземной картографии, проходившего под эгидой Академии наук и NASA, совместно создали серию из трёх обзорных карт северной Венеры. Презентация этой серии карт под названием «Комплект для планирования полёта «Магеллана» состоялась летом 1989 года на Международном геологическом конгрессе в Вашингтоне.

После «Венер» изучение планеты продолжили советские АМС серии «Вега». Всего этих аппаратов было два: «Вега-1» и «Вега-2», которые, с разницей в 6 дней, стартовали к Венере в 1984 году. Спустя полгода аппараты вплотную подошли к планете, затем от них отделились спускаемые модули, которые, войдя в атмосферу, тоже разделились на посадочные модули и аэростатные зонды.

2 аэростатных зонда, после наполнения оболочек их парашютов гелием, дрейфовали на высоте около 54 км в разных полушариях планеты, и передавали данные в течение двух суток, пролетев за это время путь длиной около 12 тыс.км. Средняя скорость, с которой зонды пролетели этот путь, составляла 250 км/ч, чему способствовало мощное глобальное вращение атмосферы Венеры.

Данные зондов показали наличие очень активных процессов в облачном слое характеризующихся мощными восходящими и нисходящими потоками.

Когда зонд «Веги-2» пролетал в районе Афродиты над вершиной высотой 5 км, он попал в воздушную яму, резко снизившись на 1,5 км. Оба зонда также зафиксировали грозовые разряды.

Посадочные аппараты проводили исследование облачного слоя и химического состава атмосферы, пока снижались, после чего, совершив мягкую посадку на равнине Русалки, приступили к анализу грунта с помощью измерения рентгенофлюоресцентных спектров. В обеих точках, где произвели посадку модули, ими были обнаружены породы с относительно невысокими содержаниями естественных радиоактивных элементов.

В 1990 году, при совершении гравитационных манёвров, мимо Венеры пролётал аппарат «Galileo» («Галилео»), с которого была проведена съёмка инфракрасным спектрометром NIMS. В результате чего выяснилось, что на волнах длиной 1,1, 1,18 и 1,02 мкм сигнал коррелирует с топографией поверхности, то есть для соответствующих частот существуют «окна», через которые видна поверхность планеты.

Годом ранее — 4 мая 1989 г. к планете Венере отправилась межпланетная станция НАСА «Магеллан», которая, проработав до октября 1994 года, получила фотографии практически всей поверхности планеты, попутно выполняя ряд экспериментов.

Съёмка проводилась до сентября 1992 года, покрыв 98% поверхности планеты. Выйдя в августе 1990 года на вытянутую полярную орбиту вокруг Венеры с высотами от 295 до 8500 км и периодом обращения 195 минут аппарат при каждом сближении с планетой картографировал узкую полосу шириной от 17 до 28 км и длиной около 70 тыс. км. Всего таких полос получилось 1800.

Поскольку «Магеллан» многократно снимал многие участки с разных углов, что позволило составить трёхмерную модель поверхности, а также исследовать возможные изменения ландшафта. Стереоизображение было получено для 22% венерианской поверхности. Кроме того были составлены: карта высот поверхности Венеры, полученная с помощью альтиметра (высотомера) и карта электропроводности её горных пород.

По результатам снимков, на которых легко различались детали размером до 500 м, было установлено, что поверхность планеты Венеры в основном занята холмистыми равнинами, и сравнительна молодая по геологическим меркам — порядка 800 млн.лет. Метеоритных кратеров на поверхности сравнительно мало, но зато часто встречаются следы вулканической деятельности.

С сентября 1992 года по май 1993 года «Магеллан» занимался изучением гравитационного поля Венеры. В этот период он не осуществлял радиолокацию поверхности, а транслировал постоянный радиосигнал на Землю. По изменению частоты сигнала можно было определить малейшие изменения скорости аппарата (т.н. допплеровский эффект), что позволяло выявлять все особенности гравитационного поля планеты.

В мае «Магеллан» приступил к своему первому эксперименту: применению на практике технологии атмосферного торможения, для уточнения полученных ранее сведений о гравитационном поле Венеры. Для этого его нижняя точка орбиты была немного снижена, чтобы аппарат задевал верхние слои атмосферы и изменял параметры орбиты без затрат топлива. В августе орбита «Магеллана» пролегала по высотам 180-540 км, имея период обращения 94 минуты. По результатам всех измерений была составлена «гравитационная карта», охватившая 95 % поверхности Венеры.

Наконец в сентябре 1994 года был проведён заключительный эксперимент, целью которого было исследование верхних слоёв атмосферы. Солнечные панели аппарата были развёрнуты подобно лопастям ветряной мельницы, а орбита «Магеллана» снижена. Это позволило получить информацию о поведении молекул в самых верхних слоях атмосферы. 11 октября орбита была снижена в последний раз, а 12 октября, при входе в плотные слои атмосферы, связь с аппаратом была потеряна.

За время своей работы «Магеллан» сделал несколько тысяч витков по орбите вокруг Венеры, троекратно выполнив съёмку планеты с помощью радиолокаторов бокового обзора.

После полёта «Магеллана» в течение долгих 11 лет в истории изучения Венеры космическими аппаратами царил перерыв. Программа межпланетных исследований Советского Союза была свёрнута, американцы переключились на другие планеты, в первую очередь на газовые гиганты: Юпитер и Сатурн. И лишь 9 ноября 2005 года Европейское космическое агентство (ESA) отправило к Венере космический аппарат нового поколения «Венера Экспресс» (Venus Express), созданный на той же платформе, что и запущенный 2 годами ранее Mars Express.

Спустя 5 месяцев после запуска — 11 апреля 2006 года аппарат прибыл к планете Венере, вскоре выйдя на сильно вытянутую эллиптическую орбиту и став её искусственным спутником. В наиболее удалённой точке орбиты от центра планеты (апоцентре) Venus Express уходил на расстояние 220 тысяч километров от Венеры, а в самой близкой (перицентре) проходил на высоте всего 250 километров от поверхности планеты.

Через некоторое время, благодаря тонким коррекциям орбиты перицентр Venus Express был опущен ещё ниже, что позволило аппарату входить в самые верхние слои атмосферы, и, за счёт аэродинамического трения, раз за разом незначительно, но уверенно, сбавляя скорость понижать высоту апоцентра. В результате параметры орбиты, которая стала околополярной, приобрели следующие параметры: высота апоцентра — 66 000 километров, высота перицентра — 250 километров, период обращения аппарата по орбите — 24 часа.

Параметры околополярной рабочей орбиты «Венеры Экспресс» были выбраны неслучайно: так период обращения в 24 часа удобен для регулярной связи с Землей: сблизившись с планетой, аппарат собирает научную информацию, а удалившись от неё, проводит 8-часовой сеанс связи, передавая за раз до 250 Мб информации. Ещё одной важно особенностью орбиты является её перпендикулярность экватору Венеры, из-за чего аппарат имеет возможность детально исследовать полярные районы планеты.

При выходе на околополярную орбиту с аппаратом приключилась досадная неприятность: вышел из строя, вернее был отключён, спектрометр PFS, предназначенный для изучения химического состава атмосферы. Как выяснилось, заклинило зеркало, которое должно было переключать «взгляд» прибора с эталонного источника (на борту зонда) на планету. После ряда попыток обойти сбой инженеры смогли повернуть зеркало на 30 градусов, но этого оказалось недостаточно для работы прибора, и , в конце концов его пришлось выключить.

12 апреля аппарат впервые снял ранее не фотографировавшийся ранее южный полюс Венеры. Эти первые фотографии, полученные при помощи спектрометра VIRTIS с высоты 206 452 километров над поверхностью, позволили выявить тёмную воронку, аналогичную подобному образованию над северным полюсом планеты.

24 апреля камера VMC сделала серию снимков облачного покрова Венеры в ультрафиолетовом диапазоне, что связано со значительным — 50-и процентным, поглощением этого излучения в атмосфере планеты. После привязки к координатной сетке получилось мозаичное изображение, охватывающее значительную площадь облаков. При анализе этого изображения были выявлены малоконтрастные ленточные структуры, являющиеся результатом действия сильных ветров.

Спустя месяц после прибытия — 6 мая в 23 часа 49 минут по московскому времени (19:49 UTC), Venus Express перешёл на свою постоянную рабочую орбиту с периодом обращения 18 часов.

29 мая станция провела инфракрасную съёмку южной полярной области, обнаружив вихрь весьма неожиданной формы: с двумя «зонами спокойствия», которые сложным образом связаны друг с другом. Изучив подробнее снимок, учёные пришли к выводу, что перед ними 2 разные структуры, лежащие на различной высоте. Насколько устойчиво это атмосферное образование, пока неясно.

29 июля VIRTIS сделал 3 снимка атмосферы Венеры, из которой была составлена мозаика, показывающая её сложное строение. Снимки были сделаны с интервалом около 30 минут и уже заметно не совпадали на границах, что свидетельствует о высокой динамичности атмосферы Венеры, связанной с ураганными ветрами, дующими со скоростями свыше 100 м/сек.

Другой установленный на Venus Express спектрометр — SPICAV установил, что облака в атмосфере Венеры могут подниматься до 90-километровой высоты в виде плотного тумана и до 105 километров, но уже в виде более прозрачной дымки. Ранее другие космические аппараты фиксировали облака лишь до высоты 65 километров над поверхностью.

Кроме этого, с помощью блока SOIR в составе спектрометра SPICAV учёные обнаружили в атмосфере Венеры «тяжёлую» воду, в состав которой входят атомы тяжёлого изотопа водорода — дейтерия. Обычной же воды в атмосфере планеты достаточно для того, чтобы покрыть всю её поверхность 3-сантиметровым слоем.

Кстати, зная процентное отношение «тяжёлой воды» к обычной,  можно оценить динамику водного баланса Венеры в прошлом и настоящем. По этим данным было выдвинуто предположение, что в прошлом на планете мог существовать океан глубиной несколько сотен метров.

Ещё один важный научный прибор, установленный на «Венера Экспресс» — анализатор плазмы ASPERA, зарегистрировал высокую скорость ухода вещества из атмосферы Венеры, а также отследил траектории других частиц, в частности ионов гелия, имеющих солнечное происхождение.

«Венера Экспресс» продолжает работать до сих пор, хотя предполагаемая длительность миссии аппарата непосредственно на планете составляла 486 земных суток. Но миссия могла быть продлена, если позволят ресурсы станции, ещё на такой же промежуток времени, что видимо и произошло.

В настоящее время в России уже ведётся разработка принципиально нового космического аппарата — межпланетной станции «Венера-Д», предназначенной для детального исследования атмосферы и поверхности Венеры. Как ожидается, станция сможет проработать на поверхности планеты 30 суток, возможно, — более.

По другую сторону океана — в США, по заказу NASA корпорация «Глобал Аэроспэйс» также недавно стала разрабатывать проект исследования Венеры с помощью аэростата, т.н. «Управляемого воздушного робота-исследователя» или DARE.

Предполагается, что аэростат DARE диаметром 10 м будет курсировать в облачном слое планеты на высоте 55 км. Высота и направление полёта DARE будет регулироваться стратопланом, который выглядит как небольшой самолёт.

На тросе под аэростатом расположится гондола с телекамерами и несколькими десятками небольших зондов, которые будут сбрасываться на поверхность в интересных для наблюдения районах и изучать химический состав самых разных геологических структур на поверхности планеты. Районы эти будут выбираться исходя из подробной съёмки местности.

Длительность миссии  аэростата — от полугода до года.