Венера - таинственная соседка


Самая прекрасная и самая таинственная из планет. Но сколько бы ни изучали ученые нашу ближайшую соседку по Солнечной системе, количество вопросов, которые только ждут своих колумбов, не убывает. Планета полна загадок и чудес. Большая полуось орбиты Венеры - среднее расстояние от Солнца - составляет 0,723 а.е. (108,2 млн. км). Орбита практически круговая, ее эксцентриситет равен 0,0068 - самый маленький в Солнечной системе. Наклонение орбиты к плоскости эклиптики: i = 3°39'. Венера самая близкая к Земле планета - расстояние до нее меняется от 40 до 259 миллионов километров. Средняя скорость движения по орбите - 35 км/с. Период обращения по орбите - 224,7 земных суток, а период вращения вокруг оси - 243,02 земных суток. При этом Венера вращается в сторону, противоположную своему движению по орбите (если смотреть с северного полюса Венеры, планета вращается по часовой стрелке, а не против неё, как Земля и остальные планеты, исключая Уран; наклон экватора к орбите: 177°18'). Это приводит к тому, что сутки на Венере продолжаются 116,8 земных суток (половину венерианского года). Таким образом, день и ночь на Венере длятся по 58,4 земных суток. Масса Венеры составляет 0,815M массы Земли (4,87•1024 кг). У планеты нет спутников, поэтому масса Венеры была уточнена по пролётам мимо планеты американских космических аппаратов "Маринер-2", "Маринер-5" и "Маринер-10". Плотность нашей соседки равна 5,24 г/см3. Радиус Венеры - 0,949 R (6052 км) - был измерен в шестидесятых годах методами радиолокации: поверхность планеты постоянно закрыта плотными облаками. Венера имеет практически сферическую форму. Ускорение свободного падения на поверхности составляет 8,87 м/с2.

Венера в мифологии

Венера, лат.  (Venus, род. п. Veneris) - богиня любви, садов, плодов, "милость богов" у древних римлян, позднее была отождествлена с Афродитой, считавшейся прародительницей легендарного отца всех римлян Энея. Венера имеет сына Амура и своего возлюбленного Адониса. В последний период существования Римской империи ее стали отождествлять с Исидой или Астартой.

У писателей Венера - прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. Распространение получил культ Венеры и Адониса - её погибающего и воскресающего любовника. В астрологии большую роль играла планета, названная именем Венеры, определявшаяся как «милостивое ночное светило, муж или женщина».

В астрологической символике  мифологический персонаж Венера — «женская планета, мягкая и чувственная, окрыляющая фантазию», а также «принуждающая к любви». Она связывается с зодиакальными знаками Весов (это ее «дневной дом») и Тельца («ночной дом»). Изображается пышно одетой молодой женщиной с лавровой ветвью в руках. Появляясь на небосводе как утренняя и как вечерняя планета, Венера почитается либо солнечной, либо лунной. Она царствует на небосводе в границах ночи и дня, когда все звезды меркнут в лучах утренней зари. Символизирует соединение противоположностей (в поэтической версии: духовной и физической любви). Венера следует за Луной и предшествует Солнцу, потому иногда называется пажом «божественного Солнца». Она «натягивает лук и мечет дротики» — это означает «пуск новой Луны и плавание по морю ночи». Венера тем самым охраняет Луну от сил зла, символизирует «воду, женскую пассивность, страсть, желание, творческое материнское начало». Венере обычно посвящается зеленый цвет, но также желтый цвет, голубой, розовый. Ее камни — светлый, голубой сапфир, бирюза, а также агат и жемчуг. Кроме того, Венере посвящают «камни Луны»: аквамарин, изумруд, берилл и нежно-розовые кораллы. Из металлов — медь. На небосводе Венера появляется весной, и ее месяц — апрель. Поэтому она — олицетворение весны. В раннехристианском искусстве богиня Венера отождествлялась с Евой. В искусстве Итальянского Возрождения прекрасная и обольстительная Венера — самая любимая из богинь. Чаще всего она изображается как греческая Афродита — в раковине, которую несут по морю дельфины или — за тоненькие ленточки — голуби и лебеди. На исходе Средневековья и в эпоху Возрождения получил распространение сюжет «Нимфа источника». В нем Венера представлена обнаженной как источник жизни и прародительница людей. Причем обнаженность символизирует чистоту и невинность. Среди атрибутов богини — горящий факел (он разжигает любовь), пламенеющее сердце, волшебный пояс любви (у Афродиты), красная роза и вечнозеленый мирт.

В истории изобразительного искусства образ Венеры постепенно терял свое религиозное и мифологическое значение и становился поводом к демонстрации обнаженного женского тела. В эпоху Возрождения возникло понятие наготы «естественной», «природной» (лат. naturalis). Идея прекрасной наготы воплощалась в изображении купальщиц, нимф, с пристальным вниманием к форме, анатомии и пластике обнаженной фигуры. В отличие от античной, холодной и отвлеченной красоты, новая эстетика была чувственной и в то же время демонстрирующей христианское целомудрие. Это почти невозможное, но характерное именно для эпохи Возрождения сочетание отражено, к примеру, в картине С. Боттичелли «Рождение Венеры»: одной рукой богиня «кокетливо-целомудренно» прикрывает лоно, другой — грудь. Длинные волосы и воздушные драпировки подчеркивают семантическую игру. Этот образ, получивший название «Венера Стыдливая» или «Целомудренная» (лат. Venus Pudica), формально повторяет позу прославленной греческой статуи Праксителя «Афродита Книдская». Присутствующая в композиции статуи гидрия (сосуд для воды) превращалась в атрибут Венеры — вазу, в которой «горит пламя божественной любви». Одновременно существовала другая трактовка, откровенно вызывающая, чего не скрывали заказчики и сами художники. Эта линия продолжала греческую традицию архаической «Афродиты Механикос» и «Афродиты Перибасии». Изображение прекрасного обнаженного тела одновременно как предмета возвышенного поклонения и физического вожделения хорошо отражает эстетику эпохи Возрождения. Тогда и была разработана новая композиция «лежащих Венер». Весь их облик, сама поза выражают любовное томление, ожидание; непременная деталь: подушка под головой — атрибут физической любви. Тот же подтекст присутствует в сюжетах «Венера и Марс», «Даная». Видимая легкость, доступность обладания богиней придавала им особенную пикантность. Античная сентенция «Без Вакха и Цереры Венера зябнет» была дополнена понятием venusta (итал. «совершенная красота», не холодная, но и не слишком чувственная). Итальянские литераторы-гуманисты эпохи Возрождения с интересом обсуждали тему «двух модусов любви»: «in bono» (итал. «в хорошем, высоком смысле») и «in malo» («в дурном, низменном»), а также тему стремления к природе как «второй, более совершенной Венере». Ренессансный идеал гармонии тела и души, чувственности и поэзии, любви (Венеры) и «натуры» (природы) был найден в картинах Джорджоне и Тициана («Любовь Земная и Любовь Небесная»; «Сельский концерт»; «Спящая Венера»). В искусстве позднего Возрождения, особенно в произведениях венецианской школы живописи, эта поэтическая тема постепенно упрощалась и трактовалась более приземленно. Таков сюжет «Туалет Венеры», или «Венера перед зеркалом», в котором под видом богини показывалась пышнотелая венецианка с чертами какой-либо знатной дамы. «Венеру» представляли обнаженной или полуодетой, смотрящейся в зеркало, которое держит перед ней Амур. Позднее, в эпоху Классицизма, Барокко, Рококо, салонного искусства XIX века, композиционное решение женского портрета, стилизованного под «Венеру и Амура», стало каноническим. Изображение Венеры в европейском искусстве окончательно превратилось в атрибут композиций, в которых тема — лишь повод для ню. Тема Венеры с неотвязным подтекстом плотского греха, соблазна пронизывает многие классические сюжеты европейской живописи.

ВЕНЕРА ВЕРТИКОРДИЯ (лат. Venus Verticordia — «Венера, отворачивающая сердца») — название древнеримского культа и изображений богини Венеры, «обращающей» сердца людей «от вожделения к цело-мудрию». Предполагают, что этот культ продолжал почитание древнегреческой Афродиты Апострофии («Отвращающей от бесчестия»). Он был установлен в Риме в III веке до н. э. для защиты дев и матрон от посягательств мужчин. Возвели храм, в котором служили весталки; за нарушение обета целомудрия их живыми замуровывали в подземные склепы. Статуи Венеры-защитницы не сохранились. Вероятно, они представляли богиню вооруженной копьем, в шлеме и со щитом, как защитницу женской чести, подобно Афродите Апострофии.

«ВЕНЕРА И АНХИС» - древнеримское переложение греческого мифа о рождении Энея, осуществленное латинским писателем Гигином по греческим источникам. Примыкает к сюжету «Венера Прародительница». Когда Анхис пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась Афродита. Пленившись, «она возлегла с ним». От Анхиса богиня родила героя Энея, но велела не разглашать тайну людям. Анхис случайно нарушил запрет и был насмерть поражен молнией Зевса (в позднейшей версии только ослеп). Живописцы Классицизма и Барокко на этот сюжет писали картины: Венера, переодетая простой смертной, украшенная драгоценностями, сидит на ложе под балдахином; рядом Анхис, снимающий с нее сандалии. Иногда композиция дополняется бандеролью с надписью: «Genus unde Latinum» (лат. «Откуда пошел латинский народ». 

Сандро Боттичелли "Венера и Марс", около 1483, Лондонская национальная галерея.

«ВЕНЕРА И МАРС» (лат. Venus et Mars) -древнеримское переложение греческого мифа о любовной связи Афродиты и бога войны Ареса (у римлян Марс) и их разоблачения на глазах у всех олимпийских богов хитроумным Гефестом.В эпоху Итальянского Возрождения и позднее, в искусстве XVII—XVIII вв., этот сюжет получил новую трактовку в качестве аллегории красоты и мужества, победы любви над войной. Известна картина С. Боттичелли, на которой изображены Венера и Марс, полулежащие друг против друга. Бог войны Марс, утомленный сражения-ми,заснул. Венера, раздраженная тем, что в битвах боги забывают о любви, приказала своим детям Амурам (Боттичелли изобразил фавнов или сильванов) похитить воинские доспехи Марса. В эпоху Возрождения картины на этот сюжет часто заказывали живописцам по случаю помолвки или свадьбы. Художники, в свою очередь, редко могли удержаться от того, чтобы не дать волю юмору и не показать шалости Амуров: мальчишки пытаются напялить на себя огромные латы и шлем, дерутся за обладание копьем. Иногда этот сюжет называют «Амуры с доспехами Марса». В искусстве французского Рококо и Неоклассицизма он был расширен: Венера решила наказать всех олимпийских богов. Ее дети стащили у спящих обитателей Олимпа атрибуты их власти: у Юпитера— молнии, у Вакха — тирс, у Меркурия — кадуцей, у Юноны — ее павлинов и колесницу.Поодаль изображены веселящийся Марс и сияющая от радости Венера. Так на основе античного мифа в европейском искусстве сложился типично будуарный сюжет. 

Тициан "Венера перед зеркалом", около 1555, холст, масло, Национальная галерея, Вашингтон.                   

«ВЕНЕРА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ» - картина выдающегося живописца венецианской школы Тициана Вечеллио (1490-1576). Создана в 1550-х гг. Картина является одним из самых ярких воплощений гедонистического отношения венецианцев на закате эпохи Возрождения к искусству и жизни, красоте живописи, вкуса к фактуре дорогих материалов, изысканно оттеняющих наготу. Пышнотелая и златоволосая венецианка, изображенная Тицианом, любуется отражением в зеркале. Другое название картины: «Туалет Венеры». «Величественная богиня укутала свое мраморное тело в широкие меха... с холодным достоинством исследует она свои величественные прелести в зеркале. Эта картина — сплошная лесть в красках... символ тирании и жестокости, таящихся в женщине и ее красоте, в который превратилась натурщица Тициана» (Захер-Мазох Л. фон). Прием живописной метонимии, объясняющий использование имени древнеримской богини любви и красоты, типичен для многих произведений художников венецианской школы. Мотив зеркала и тот же тип женской красоты повторяются в других картинах Тициана и его последователей. «Венера перед зеркалом» входила в состав галереи Барбариго, приобретенной в Венеции в 1850 году для петербургского Эрмитажа императором Николаем I за 525 тысяч франков. А. Н. Бенуа считал эту картину «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа», В. И. Суриков — лучшим произведением Тициана. В 1931 году картина, среди прочих шедевров, была продана советской властью американскому коллекционеру Э. Меллону, который подарил ее городу Вашингтону. Ныне хранится в Национальной галерее в Вашингтоне.

ВЕНЕРА ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА (лат. Venus Genetrix) — наименование культа богини Венеры в Древнем Риме. Гай Юлий Цезарь, первый римский император (в 45— 44 до н. э.), через древнегреческого героя Энея возводил происхождение рода Юлиев к богине Афродите-Венере. В 46 году до н. э. он учредил в Риме культ «Богини Прародительницы» и приказал построить в ее честь храм на Форуме Цезаря. В храме находилась знаменитая картина Апеллеса «Афродита Анадиомена». После убийства Цезаря в 44 году до н. э. заботу о семейном культе взял на себя его преемник Октавиан Август.